12. Приучение служебной собаки к возвращению на место (команда "Место!")
12.1. Приучение служебной собаки к возвращению на место имеет целью приучить её запоминать ранее занятое ею место и по команде дрессировщика возвращаться и вновь занимать это место.
12.2. Названный приём необходим при содержании, обслуживании и перевозках, а также во время применения собаки на работе.
12.3. Приём отрабатывается после приучения собаки ложиться по команде и жесту.
12.4. Дрессировщик, держит на удлинённом поводке собаку, заставляет её лечь, после чего отходит вперед на пять-шесть шагов, затем подзывает её к себе и поощряет за подход. После этого дрессировщик подает команду "Место!" и одновременно правой рукой указывает направление расположения оставленного ею места, затем побуждающими легкими рывками поводка возвращает её на место, где заставляет принять прежнее положение. Это действие закрепляется "лакомством" и оглаживанием.
12.5. Для облегчения запоминания собакой оставленного ею места целесообразно оставлять на нём намордник или свёрнутый поводок.
12.6. Путём повторений приёма у собаки вырабатывается навык по команде "Место!" возвращаться на ранее занятое ею место и принимать там прежнее положение, не ожидая воздействия поводка.
12.7. В дальнейшем расстояние для подзыва собаки и возвращения её на оставленное место постепенно увеличивается и доводится до 25м.
12.8. Для закрепления действий собаки, выполняемых по команде "Место!", и в целях повышения у неё заинтересованности в выполнении команды необходимо периодически после самостоятельного выполнения этой команды подходить к ней и поощрять её оглаживанием и дачей "лакомства".
12.9. После отработки собакой чёткого навыка возвращаться по команде на место поводок снимается.
13. Приучение служебной собаки к подаче предметов (команды "Апорт!", "Дай!")
13.1. Приучение служебной собаки к подаче предметов имеет целью выработать у неё навык по команде дрессировщика подавать брошенные предметы.
13.2. Приём отрабатывается одним из двух способов.
13.3. Первый - приучение на принуждение.
Для приучения этим способом дрессировщик сажает собаку около себя, затем правой рукой подносит к её морде легкую деревянную поноску и, подавая команду "Апорт!", раскрывает ей рот, быстро вкладывает поноску, повторяя команду "Апорт!", дает ей возможность сомкнуть челюсти. Правая рука вожатого в этот момент находится под нижней челюстью собаки. При попытке выбросить поноску дрессировщик наносит лёгкий удар ладонью под челюсть. Удержание ею поноски поощряется оглаживанием. После небольшой паузы (выдержки) дрессировщик подает команду "Дай!" и одновременно берёт поноску изо рта собаки. В последующих занятиях раскрывание рта собаки заменяют лёгким рывком поводка.
13.4. Приучив брать и держать поноску, приём усложняют, заставляя собаку носить поноску рядом с дрессировщиком, брать её из рук, с земли и из воды.
13.5. В дальнейшем деревянную поноску заменяют разнообразными предметами, по своему весу доступными для ношения собакой в зубах.
13.6. Если собака не берет поноску, даётся рывок поводком в направлении поноски. Такой рывок дается также при выпадении поноски из её пасти на месте или во время движения.
13.7. Каждый раз при взятии дрессировщиком поноски от собаки он поощряет её.
13.8. Второй - приучение на "оживление предмета".
Для приучения этим способом дрессировщик, ведя собаку на длинном поводке, играя, возбуждает её, затем подает команду "Апорт!" и лёгкими ударами облегчённой поноски(небольшой жгут соломы, обшитый тканью) вызывает у неё стремление схватить поноску. Уловив это стремление, дрессировщик повторяет команду "Апорт!", бросает поноску от себя вперёд или в сторону. Собаку, схватившую поноску, дрессировщик задерживает поводком от убегания и укорачиванием поводка приближает к себе, затем подаёт команду "Дай!", отбирает поноску и поощряет собаку лакомством и оглаживанием.
13.9. При отказе собаки взять поноску с земли или выбрасывании её из пасти дрессировщик "оживляет" поноску, подталкивая её ногой, одновременно применяя команду "Апорт!".
13.10. В последующих занятиях игра с собакой постепенно сокращается, а затем совершенно прекращается. Соломенная поноска заменяется легкой деревянной поноской, а последняя - различными предметами, как и в первом случае.
13.11. При отработке приёма способом на "оживление предмета" применение рывка поводком, а также каких-либо других принуждений не допускается.
14. Приучение служебной собаки к розыску утерянных предметов по следу дрессировщика (команда "След!")
14.1. Приём практически необходим при работе со служебной собакой в период её дрессировки, а также при применении её в служебной обстановке.
14.2. Отработка приёма развивает у собаки навык пользоваться чутьём и приучает её различать знакомый след (запах) своего проводника от разнообразных запахов, встречающихся на пути.
14.3. Отработка приёма производится после приучения собаки к подаче предметов.
14.4. При отработке приёма место для занятий выбирается открытое, с целью иметь возможность полностью контролировать работу собаки.
14.5. Предметы для розыска в начале приучения собаки должны быть хорошо видимы на грунте, удобны для подачи и иметь запах дрессировщика.
14.6. Для приучения собаки дрессировщик берёт её на поводок, показывает ей поноску, молча бросает поноску у своих ног и подает команду "Рядом!". Пройдя с ней 8-10 шагов, останавливается, поворачивается кругом, отстёгивает поводок, затем подает команды "След!" и "Апорт!", сопровождая их жестом: движением правой руки в направлении оставленного следа.
14.7. Собака, услышав знакомую команду "Апорт!" и видя брошенную поноску, бежит за ней и приносит к дрессировщику, за что получает поощрение.
14.8. После нескольких повторений подача дрессировщиком команды "Апорт!" прекращается, у собаки вырабатывается условный рефлекс только на команду "След!", по которой она начинает находить и подавать предметы, брошенные дрессировщиком на пути его движения.
14.9. На последующих занятиях с собакой дрессировщик применяет усложнения, начинает бросать поноску в движении, незаметно для неё. Постепенно увеличивает расстояние от места лежащей поноски до места пуска собаки. Применяет повороты на пути своего движения от брошенной поноски до места пуска. В заключение всего дрессировщик начинает менять предметы, используемые им для приучения собаки.
14.10. Чтобы не допустить образования у собаки нежелательных условных рефлексов, следует каждый раз менять место занятий, углы поворотов при движении дрессировщика и предметы, подбрасываемые им.
15. Приучение служебной собаки к движению вперед по команде (команда "Вперёд!")
15.1. Образование этого навыка необходимо при практическом использовании служебной собаки, когда обычное её положение около левой ноги дрессировщика не позволяет ей продолжать движение (переход по доске или бревну и другим подобным предметам), а также при посадке ее в вагон, автомашину и проч.
15.2. Для отработки приёма вначале используется широкая доска, переброшенная через неглубокую траншею, ров, канаву или ручей.
15.3. Дрессировщик, держа собаку на удлинённом поводке около левой ноги, подходит к доске, показывает ей кусочек "лакомства", даёт его обнюхать и, подав команду "Вперед!", одновременно бросает "лакомство" через траншею правой рукой так, чтобы движение руки было точно таким же, как и при подаче жеста (движение правой руки ладонью вниз в направлении требуемого движения собаки).
15.4. Собака, возбуждённая "лакомством" и стремясь за ним, выходит вперед и двигается по доске, а дрессировщик, ослабив поводок, подаёт повторную команду "Вперёд!", восклицает "Хорошо!" и двигается вслед за ней. Перейдя по доске на другую сторону траншеи, она находит "лакомство" (в необходимых случаях дрессировщик должен помочь ей в этом) и съедает его, а дрессировщик поощряет её восклицанием "Хорошо!" и оглаживанием.
15.5. После нескольких повторений перебрасывание "лакомства" через траншею прекращается, а остается лишь жест, очень сходный с движением руки при перебрасывании "лакомства". После перехода через траншею по доске собака поощряется и получает "лакомство" из рук дрессировщика.
15.6. В последующих занятиях широкая доска вначале заменяется на более узкую, а впоследствии - бумом.
15.7. После того, как собака будет безотказно подниматься на бум, двигаться по нему и уверенно спускаться не спрыгивая - занятия усложняют, чередуя переход по буму с переходом через траншею.
15.8. На следующих занятиях собака переход совершает без поводка.
15.9. Занятия проводятся в различное время суток, с наличием различных отвлекающих раздражителей и других различных факторов.
16. Приучение служебной собаки к прыжкам (команда "Барьер!")
16.1. Приучение служебной собаки к прыжкам имеет целью выработать у неё навык по команде дрессировщика преодолевать различные высотные и другие препятствия.
16.2. При отработке приёма вначале используется траншея шириной 1м.
16.3. Дрессировщик, ведя собаку около себя на поводке, разбегается и в момент перепрыгивания траншеи подает ей команду "Барьер!".
16.4. После прыжка собака поощряется дачей "лакомства" и оглаживанием.
16.5. В дальнейшем дрессировщик через траншею не перепрыгивает, а побуждает собаку к прыжку одновременным разбегом с ней.
16.6. К прыжкам через изгородь и забор собака приучается тем же способом и в такой же последовательности, как и к прыжкам через траншею.
16.7. Первоначальная высота живой изгороди, штакетника или забора не должна превышать 50см, затем постепенно, по мере приобретения собакой навыка в прыжках, увеличивается: изгороди, штакетника - до 1м и забора - до 2м.
16.8. Попытки собаки обежать препятствие, пролезть сквозь него, а также отказаться от прыжка пресекаются рывком поводка.
16.9. Дрессировщик должен внимательно следить за положением поводка в момент прыжка служебной через препятствие, чтобы не допустить в этот момент случайного рывка поводком.
17. Приучение служебной собаки к хождению по лестнице (команда "Вперёд!") 17.1. Для отработки приёма вначале используется лестница с широкими ступеньками.
17.2. Дрессировщик, держа собаку на поводке, становится в 5 - 10 шагах напротив лестницы, затем, начав движение ровным шагом, он с ходу поднимается с ней по лестнице, подавая команду "Вперёд!".
17.3. При проявлении собакой беспокойства или неуверенности дрессировщик подбадривает её восклицанием "Хорошо!", оглаживанием и дачей "лакомства".
17.4. Достигнув площадки лестницы, дрессировщик даёт возможность собаке успокоиться и поощряет её "лакомством".
17.5. При спуске с лестницы дрессировщик следует впереди собаки, побуждая её к спуску командой "Ко мне!". Одновременно, поправляя неправильные её движения, одобрением сглаживая проявляемые ею признаки страха и беспокойства.
17.6. В дальнейшем, по мере приучения собаки к лестнице и укрепления у неё смелости в движениях, дрессировщик при подъёме на лестницу постепенно отстает от неё, предоставляя ей возможность по команде "Вперёд!" самостоятельно подниматься и спускаться. "Лакомством" собака поощряется как за подъем по лестнице - на её площадке, куда поднимается и дрессировщик, так и за спуск с лестницы, совершаемый ею по команде "Ко мне!".
17.7. В порядке усложнения приёма используются лестницы с узкими ступенями и разными углами наклона.
17.8. На площадках лестницы собаку заставляют выполнять различные команды: "Сидеть!", "Лежать!" или "Стоять!", а движение по лестнице совершать без поводка, одобряющих команд и помощи со стороны дрессировщика.
18. Приучение служебной собаки к выстрелам и взрывам
18.1. Во время занятий дрессировщик ведёт собаку на поводке в свободном состоянии и наблюдает за её поведением. В это время в 150-200м в стороне от собаки помощник дрессировщика, которого она не видит, по сигналу дрессировщика производит одиночные выстрелы.
18.2. При безразличном отношении собаки к выстрелам дрессировщик постепенно сокращает расстояние до места укрытия помощника, приступает к повторению отработанных приёмов дрессировки.
18.3. В случае проявления у собаки стремления броситься на выстрел дрессировщик затормаживает ее командой "Фу!", сопровождаемой рывком поводка.
18.4. При проявлении у собаки боязни к выстрелам дрессировщик, оставаясь на месте, после каждого выстрела дает ей "лакомство", успокаивает и оглаживает собаку, отвлекая её внимание от выстрелов.
18.5. Путём многократных повторений приема у собаки вырабатывается полное безразличие к стрельбе. После этого дачу "лакомства" после выстрела прекращают.
18.6. В порядке усложнения приёма стрельба производится как одиночными выстрелами, так и залпами на сокращенных расстояниях и, наконец, выстрелы производит сам дрессировщик, держа собаку рядом с собой.
18.7. В дальнейшем собаку таким же порядком приучают и к взрывам. Для этих целей используются взрывпакеты.
19. Приучение служебной собаки не брать корм из рук посторонних и с земли
19.1. Отработку этого приёма следует вводить в конце общего курса дрессировки и продолжать на протяжении всего периода дрессировки с учетом особенностей специальной работы.
19.2. Вначале приучают собаку не брать корм из рук посторонних людей.
19.3. Дрессировщик приходит в район занятий с собакой, не ощущающей голода (через 3-4 часа после кормления), ведя её на коротком поводке.
19.4. Помощник, появившийся из-за укрытия, направляется к собаке с куском мяса в руке и спрятанным за спину хлыстом.
19.5. В двух-трёх шагах от собаки он ласково называет её кличку и предлагает ей мясо.
19.6. Если собака, привлечённая видом и запахом мяса, попытается его взять, то помощник ударяет её по морде рукой, держащей мясо, а дрессировщик дает резкую команду "фу!" и делает сильный рывок поводком.
19.7. Помощник уходит за укрытие, а через некоторое время эти действия вновь повторяются.
19.8. Если в этом случае собака вновь попытается взять мясо, то помощник наносит ей удар не только рукой по морде, но и хлыстом по передней части корпуса, а дрессировщик в это время даёт резкую команду "Фу!", делает сильный рывок поводком и наносит удар ей по крупу.
19.9. При повторении этих действий собака становится недоверчивой и перестаёт брать корм из рук посторонних людей.
19.10. На последующих занятиях помощник предлагает собаке мясо не из рук, а подбрасывает его на землю так, чтобы она могла его легко достать.
19.11. Если собака попытается его схватить, то получает болевое воздействие от помощника и от дрессировщика, как и в предыдущем случае.
19.12. Помощник, подбросив мясо собаке, сам немедленно уходит, а если в его отсутствии она попытается взять мясо, то дрессировщик дает резкую команду "Фу!", делает сильный рывок поводком, а при необходимости - и удар хлыстом.
19.13. Затем отрабатывается подбрасывание корма собаке в отсутствие дрессировщика.
19.14. Дрессировщик, привязав собаку, постепенно отходит от неё и совсем скрывается, не прекращая наблюдения за её поведением.
19.15. При попытках собаки взять подброшенный корм следует резкая команда "Фу!", а если её недостаточно, то прибегают к воздействию спаренных длинных поводков, прикреплённых к строгому ошейнику.
19.16. Приучение собаки не брать различный корм, разбросанный на земле и найденный ею, вначале производится на коротком поводке, затем на длинном и в заключение - без поводка. В этом случае занятия проводятся на участке, где предварительно были разложены различные виды корма.
19.17. При попытках собаки взять найденный ею корм следует команда "Фу!" и резкий рывок поводка.
19.18. Если указанные выше методы оказываются недостаточно эффективными, а также с целью закрепления и улучшения навыка, используется более сильный раздражитель - электрический ток. На хорошо просматриваемой местности раскладываются кусочки различного корма (лучше мясо), которые соединены тонкими, изолированными, хорошо замаскированными проводами с заземленным индуктором, находящимся в укрытии. При попытке собаки взять корм она получает удар электрического тока от вращения ручки индуктора, которое производит, как правило, инструктор. Повторные упражнения на различной местности и с различными кормами приводят к образованию стойкого навыка у собаки - не брать корм с земли. Этот метод даёт хорошие результаты только при умелом его применении - неумелое использование этого метода может привести к порче собаки и даже к её гибели.
20. Приучение служебной собаки к снаряжению