Глава 4. Гэмблерз (Джокер).
Задачей спортсмена в упражнении гэмблерз (джокер) является набрать положительные баллы за успешно преодоленные препятствия, самостоятельно определяя последовательность преодоления препятствий в открывающем периоде и выполняя установленные судьей требования в периоде джокера. Цель спортсмена – набрать максимальное количество баллов за установленное судьей время.
4.1. В гэмблерзе применяются препятствия, используемые на трассе аджилити. Стол может использоваться только для старта и/или финиша по усмотрению рефери.
4.2. Упражнение гэмблерз включает в себя открывающий период для набора баллов и специальный период, называемый джокер, или гэмбл.
4.3. Судья устанавливает время для каждого периода раздельно, однако при хронометраже выступления учитывается только общее время выступления.
4.4. Во время выступления спортсмену запрещается пользоваться любыми приспособлениями для определения времени, подающими звуковые и иные сигналы и т.п. За попытку повлиять на выступление спортсмена судья имеет право дисквалифицировать лиц участвующих в соревнованиях, причастных к этому, включая данного спортсмена. Если к инциденту причастен тренер данной (или конкурирующей) команды, то дисквалифицируется вся команда (данная или конкурирующая соответственно), даже если тренер не указан в заявке.
4.5. Старт и финиш обозначается линией либо для этих целей используется стол.
4.6. В упражнении гэмблерз используется не менее 15-и препятствий.
4.7. Рядом с препятствием устанавливается табличка с его стоимостью.
4.8. Открывающий период.
4.8.1. Отсчет времени начинается в момент пересечения грудью собаки воображаемой плоскости старта или спрыгивания со стола.
4.8.2. Задача спортсмена – набрать максимальное количество баллов, направляя собаку на преодоление препятствий по своему выбору в течение установленного судьей времени.
4.8.3. Время открывающего периода – от 20 до 50 секунд, исходя из количества установленных препятствий.
4.8.4. Каждое успешно преодоленное препятствие приносит определенное количество баллов (см. п. 4.8.8.)
4.8.5. Успешно преодоленным считается препятствие, преодоленное без ошибки. Штрафные баллы за ошибки не начисляются, но положительные баллы не засчитываются.
4.8.6. Отказы в открывающем периоде не учитываются.
4.8.7. В открывающем периоде баллы начисляются только за два успешных преодоления каждого препятствия. Если собака в открывающем периоде преодолевает препятствие третий раз, баллы за это препятствие не начисляются.
4.8.8. Судья может пользоваться системой начисления баллов на свое усмотрение. Ниже приводятся два примера систем, которые можно использовать:
Препятствия Система 1-3-5-7 Система 1-2-3-5
Барьеры и прыжки 1 1
Туннели и колесо 3 2
Контактные препятствия и слалом 5 3
Слалом и бум 7 5
4.8.9. Судья на свое усмотрение имеет право увеличить стоимость любого одного препятствия или комбинации препятствий, если их расположение или сочетание создает дополнительную сложность и требует дополнительного поощрения.
4.8.10. При распределении стоимости препятствий и начислении дополнительных баллов судья должен учитывать расположение препятствий и их сложность.
4.8.11. Открывающий этап завершается по сигналу (свистку) судьи-хронометриста. Секундомер при этом не останавливается.
4.8.12. Если в момент свистка собака находится в процессе преодоления препятствия, то баллы за препятствие начисляются в случае, если в момент свистка уже исключается возможность совершения ошибки (например, собака уже наступила во вторую контактную зону).
4.8.13. Барьеры, сбитые собакой в процессе упражнения, не восстанавливаются.
4.9. Период джокера.
4.9.1. Время выполнения джокера устанавливается судьей и составляет от 10 до 20 секунд.
4.9.2. Джокер может быть установлен как отдельная трасса с последовательностью, определенной судьей, а может представлять собой временной промежуток, где баллы набираются аналогично открывающему периоду.
4.9.3. Барьеры, сбитые собакой в процессе упражнения, не восстанавливаются.
4.9.4. Спортсмен имеет право снова использовать препятствия, которые уже были два раза преодолены в открывающем периоде.
4.9.5. Джокер состоит не менее чем из трех препятствий.
4.9.6. Время прохождения джокера устанавливается, исходя из времени реального прохождения трассы джокера с учетом времени, необходимого спортсмену для того, чтобы он добрался до первого препятствия джокера.
4.9.7. В джокер могут включаться:
- препятствие, запрещенное к преодолению;
- только одно контактное препятствие или слалом;
- управление собакой с расстояния не ближе 5 метров (что обозначается линией).
4.9.8. В открывающем периоде спортсмен не может использовать два и более препятствий подряд в любом направлении из трассы джокера.
4.9.9. Если в открывающем периоде собака сбила планку барьера из трассы джокера, спортсмен лишается права преодоления джокера.
4.9.10. Судья может установить, что:
4.9.10.1. Баллы начисляются за каждое успешно преодоленное препятствие джокера.
4.9.10.2. Баллы начисляются за весь джокер в целом при успешном преодолении всех его препятствий без ошибок и/или отказов.
4.9.10.3. В случае успешного преодоления всех препятствий трассы джокера без ошибок и отказов баллы за открывающий период удваиваются (с начислением баллов за препятствия джокера или без такового).
4.9.10.4. Во время преодоления джокера учитываются только ошибки, а отказы не учитываются.
4.9.10.5. В период джокера применяются иные решения судьи, отвечающие духу упражнения.
4.9.11. Секундомер останавливается в момент пересечения грудью собаки воображаемой плоскости финиша (запрыгивания на стол).
4.9.12. В случае если спортсмен не уложился в назначенное судьей время, судья-хронометрист сигнализирует вторым свистком об окончании времени джокера. В этом случае судья должен определить, будут ли начисляться баллы (за препятствие, преодолеваемое в момент свистка, за весь джокер, за оба периода, или начисляется штраф).
4.10. В открывающем периоде спортсмену запрещается стоять без действия в зоне препятствий джокера или намеренно преодолевать препятствия, уже не дающие баллов, с целью дождаться окончания времени открывающего периода. В противном случае спортсмен дисквалифицируется.
4.11. Все решения судьи относительно порядка выполнения упражнения должны распространяться на всех участников соревнования и объявляются спортсменам судьей перед началом разминки.
4.12. Лучшим признается спортсмен с наибольшей суммой баллов, набранных за время, установленное судьей для выполнения упражнения.
4.13. В процессе выполнения упражнения судья громко объявляет количество баллов, начисленных за успешно преодоленные препятствия. Если судья не начисляет баллы за препятствие, то количество баллов не объявляется, а судья сигнализирует рукой об ошибке.
Глава 5. Снукер.
Задачей спортсмена в упражнении снукер также является набор положительных баллов за успешно преодоленные препятствия. Снукер также состоит из двух периодов - открывающего периода и закрывающего периода. Цель спортсмена – набрать максимальное количество баллов за установленное судьей время.
5.1. В упражнении снукер применяются препятствия, используемые на трассе аджилити. Стол может использоваться только для старта или финиша.
5.2. Снукер включает в себя открывающий период, где препятствия преодолеваются в любой последовательности для набора баллов за успешное преодоление каждого препятствия или комбинации; и закрывающий период – определенную трассу, установленную судьей.
5.3. Судья устанавливает общее время для прохождения обоих периодов.
5.4. Во время выступления спортсмену запрещается пользоваться любыми приспособлениями для определения времени, подающими звуковые и иные сигналы и т.п. За попытку повлиять на выступление спортсмена судья имеет право дисквалифицировать лиц участвующих в соревнованиях, причастных к этому, включая данного спортсмена. Если к инциденту причастен тренер данной (или конкурирующей) команды, то дисквалифицируется вся команда (данная или конкурирующая соответственно) даже если тренер не указан в заявке.
5.5. Старт и финиш обозначается линией либо для этих целей используется стол.
5.6. Снукер включает в себя минимум 9 препятствий, которым присвоены стоимость от 1 до 7, как в бильярдной игре Снукер. Также используются цвета снукера для обозначения стоимости:
Цвет Стоимость
Красный 1
Желтый 2
Зеленый 3
Коричневый 4
Синий 5
Розовый 6
Черный 7
5.7. Красными препятствиями всегда являются барьеры. Другие «цветные» могут быть любыми препятствиями на усмотрение судьи, но баллы должны присваиваться с учетом сложности препятствия или его расположения на трассе, или того и другого.
5.8. Открывающий период:
5.8.1. В открывающем периоде используется минимум 6 препятствий (3 красных + 3 цветных), которые могут принести максимум 24 балла.
5.8.2. В открывающем периоде спортсмен обязан направлять собаку на препятствия в следующей последовательности: красный – любой цветной – другой красный – любой цветной – третий красный – любой цветной.
5.8.3. Спортсмен должен набирать очки, заставляя собаку преодолевать препятствия по следующим принципам:
• до начала преодоления «цветного» должен быть успешно преодолен красный
• каждый красный преодолевается только однажды, независимо от того, была ли на нем допущена ошибка
• при преодолении препятствия с ошибкой баллы за него не начисляются
• между красными может преодолеваться один и тот же «цветной»
5.8.4. Красных препятствий может быть от 3 до 5.
5.8.5. Отказы в открывающем периоде не судятся, в закрывающем периоде – по усмотрению судьи.
5.8.6. В открывающем периоде начисление баллов прекращается и спортсмен заканчивает выполнение упражнения, когда:
• после неуспешного преодоления красного (например: сбита планка) собака посылается на «цветное» препятствие
• красный-тот же или другой красный
• красный – цветной – цветной
• красный – цветной – тот же красный
• установленное время вышло
5.9. Закрывающий период.
5.9.1. После окончания открывающего периода спортсмен и собака без остановки переходят к закрывающему периоду, который представляет из себя трассу из 6 препятствий и дает максимум 27 очков.
5.9.2. Препятствия в закрывающем периоде преодолеваются в следующей последовательности: желтый (2) – зеленый (3) – коричневый (4) – синий (5) – Розовый (6) – Черный (7).
5.9.3. Если последним препятствием открывающего периода было желтое препятствие, то оно же преодолевается повторно как первое препятствие закрывающего периода.
5.9.4. В закрывающем периоде начисление баллов прекращается и спортсмен заканчивает выполнение упражнения, когда:
• препятствие преодолевается с ошибкой или отказом (если отказы судятся)
• нарушена последовательность преодоления препятствий
• установленное время вышло
5.9.5. Отказы судятся только во втором периоде, на усмотрение судьи.
5.10. В случае если спортсмен не уложился в назначенное судьей время, судья-хронометрист сигнализирует свистком об окончании времени упражнения.
5.11. После свистка, сигнализирующего об окончании установленного времени, спортсмен должен прекратить преодоление препятствий и пересечь финишную линию.
5.12. Секундомер останавливается в момент пересечения грудью собаки финишной линии.
5.13. Баллы, набранные спортсменом до сигнала об окончании установленного времени, сохраняются.
5.14. Если в момент свистка собака находится в процессе преодоления препятствия, то баллы за препятствие начисляются в случае, если в момент свистка уже исключается возможность совершения ошибки (например, собака уже наступила во вторую контактную зону).
5.15. Все решения судьи относительно порядка выполнения упражнения должны распространяться на всех участников соревнования и объявляются спортсменам судьей перед началом разминки.
5.16. Лучшим признается спортсмен с наибольшей суммой баллов, набранных за время, установленное судьей для выполнения упражнения.
Глава 6. Тайм-гэмбл.
Задача спортсмена в упражнении тайм-гэмбл состоит в том, чтобы до выступления заявить предполагаемый результат прохождения установленной судьей трассы (в секундах с точностью до сотых) и пройти эту трассу с минимальным отклонением от заявленного результата.
6.1. Требования к расстановке трассы в упражнении тайм-гэмбл такие же, как и для трассы аджилити, за исключением того, что обычно используется от 9 до 15 препятствий. Преодоление трассы и судейство в процессе прохождения трассы также осуществляется идентично аджилити.
6.2. После разминки спортсмен заявляет судье-секретарю предполагаемый результат своего будущего выступления на трассе.
6.3. Во время выступления спортсмену запрещается пользоваться любыми приспособлениями для определения времени, подающими звуковые и иные сигналы и т.п. За попытку повлиять на выступление спортсмена судья имеет право дисквалифицировать лиц участвующих в соревнованиях, причастных к этому, включая данного спортсмена. Если к инциденту причастен тренер данной (или конкурирующей) команды, то дисквалифицируется вся команда (данная или конкурирующая соответственно) даже если тренер не указан в заявке.
6.4. Для определения фактического результата, после выступления спортсмена на трассе судья секретарь складывает время прохождения трассы и штрафные баллы, начисленные за ошибки и отказы. Судья должен объявить стоимость ошибок и отказов до начала соревнований.
6.5. Разница между заявленным и фактическим результатами является итогом выступления спортсмена. Лучшим признается спортсмен, имеющий наименьшее отклонение между заявленным и фактическим результатами выступления.
Глава 7. Энергия и Скорость.
Задача спортсмена при выполнении упражнения энергия и скорость состоит в том, чтобы последовательно (без остановки) преодолеть участок трассы, состоящий из препятствий с зонами касания («энергия»), а затем участок джампинга («скорость»).
7.1. Стол в данном упражнении не используется.
7.2. Старт осуществляется идентично упражнению аджилити.
7.3. Участок «энергия» может состоять из препятствий с зонами касания, слалома и сложного барьера.
7.4. Для участка «энергия» судьей устанавливается предельное время, которое должно быть реально выполнимым.
7.5. За ошибку или отказ на участке «энергия» спортсмен лишается права преодоления участка «скорость» и дисквалифицируется; если не было ошибок или отказов спортсмен направляет собаку на скоростной участок до того, как истечет установленное время, однако результат успешного преодоления участка «энергия» не учитывается при определении первенства.
7.6. Первенство определяется только по результатам прохождения участка «скорость».
7.7. После преодоления последнего препятствия участка «энергия» в момент преодоления первого препятствия участка «скорость» (как правило, барьер) запускается второй секундомер, который фиксирует время прохождения на этом участке трассы.
7.8. Штрафы за ошибки и отказы на участке «скорость» начисляются идентично упражнению аджилити. Результат спортсмена – время + штраф.
7.9. Лучшим признается спортсмен, собака которого преодолела участок «скорость» с наименьшим временем и с наименьшим штрафом после успешного прохождения участка «энергия».
Часть 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ В ЛИЧНОМ И КОМАНДНОМ ЗАЧЕТАХ.
Глава 1. Двоеборье (аджилити + джампинг).
1.1. В двоеборье проводятся, как правило, только личные соревнования.
1.2. Для определения результатов в двоеборье используется система – штраф за превышение контрольного времени + штраф за чистоту прохождения трассы.
1.3. В двоеборье может также применяться система подсчета результатов – время прохождения трассы + штраф за чистоту прохождения трассы.
1.4. В двоеборье лучшим признается участник, имеющий меньший штраф по двум упражнениям.
1.5. При равенстве результатов преимущество имеет участник с лучшим результатом за трассу аджилити.
Глава 2. Троеборье (аджилити+джампинг+эстафета).
2.1. В троеборье проводятся командные соревнования.
2.2. Для определения командных результатов в троеборье, контрольное время в упражнениях аджилити и джампинг не используется.
2.3. Система подсчета результатов в упражнениях – время прохождения трассы + штраф за чистоту прохождения трассы.
2.4. В троеборье лучшей признается команда, имеющая меньший штраф по трем упражнениям.
2.5. При равенстве результатов преимущество имеет команда с лучшим результатом за эстафету.
Глава 3. Многоборье.
3.1. В личном зачете в многоборье входят – аджилити, джампинг, снукер и гэмблерз.
3.2. В командном зачете в многоборье входят – аджилити, джампинг, снукер, гэмблерз и эстафета.
3.3. Для определения командных результатов в троеборье, контрольное время в упражнениях аджилити и джампинг не используется, а применяется система – время прохождения трассы + штраф за чистоту прохождения.
3.4. Для определения результатов в многоборье штрафные баллы за аджилити, джампинг и эстафету переводятся в положительные баллы путем вычитания штрафа из контрольных чисел приведенных в таблице:
Упражнение Контрольное число Штраф за дисквалификацию
Аджилити 120 120
Джампинг 100 100
Эстафета 120 х на количество членов команды 120 х на количество дисквалифицированных членов команды
3.5. Итоговый результат в многоборье определяется путем сложения результатов в упражнениях снукер и гэмблерз, а также положительных баллов начисленных за упражнения аджилити, джампинг и эстафету в соответствии с таблицей в п.3.4.
3.6. В многоборье лучшей признается команда (участник), имеющая наибольшее количество положительных баллов.
3.7. При равенстве результатов преимущество имеет команда (участник) с лучшим результатом за эстафету.